YATI — Яндекс

YATI — Оптимизация интернет-магазина

Краткое содержание статьи:

1. Теория: алгоритм YATI, ключевые особенности.

2. Практика: как улучшить сайт под новый алгоритм.

3. Используемые материалы.

Только ленивый ещё не написал про главное событие Поискового Яндекса не только в уходящем году, но и за последнее десятилетие — технологию Yati, анонсированную на конференции YaC 2020. Пора и мне перестать лениться, да написать уже пару строк о данном нововведении.

Алгоритм YATI, ключевые особенности.

Если не вдаваться в подробности, то главная ценность (или же результат) работы алгоритма YATI — это более точная оценка трех параметров:

  1. Смысловое содержание запроса пользователя.
  2. Смысловое содержание документа (страницы) на сайте.
  3. Релевантность документа запросу пользователя.

Являясь (своего рода) логическим продолжением алгоритмов «Палех» и «Королёв», YATI показывает более высокие результаты, когда речь заходит о такой условной величине, как «Качество поиска».

_____________________________________________

Дополнительные следствия работы алгоритма, на которые стоит обратить внимание, а также пара моментов, которые никто не отменял:

  1. Если на сайте присутствует большое количество документов, отмеченных поиском как «Недостаточно качественные» — это может негативным образом сказаться на позициях действительно проработанных посадочных страниц.
  2. Форматирование контента страницы — must have для YATI. Чем лучше структурирован и подан материал в области с основным текстовым содержанием — тем лучше он будет «понят» поисковой системой.
  3. Увеличилась роль «Поведенческих факторов», особенно связки «переход на сайт по клику из поисковой выдачи» + «время, проведенное данным пользователем на сайте» + «активность пользователя в рамках сессии».
  4. Теги Title, мета-теги Description, атрибуты Alt для изображений и так далее — классическая рутина seo-специалиста, роль которой не снизилась с выходом нового алгоритма.
  5. Скорость загрузки страниц — новый алгоритм не касается данного показателя напрямую, работая с ним лишь косвенно (оценивая влияние «медленных» сайтов на поведение пользователей).
  6. Релевантность страницы пересчитывается каждый раз, когда робот Яндекса её переобходит. В случае, если с прошлого посещения в содержимом не произошло изменений, то переобход ничего не изменит.

_____________________________________________

Как улучшить сайт под алгоритм YATI.

Учитывая направленность алгоритма, ключевыми направлениями работы должны стать:

  1. Семантическое ядро.
  2. Функциональные элементы сайта.
  3. Контент каждой отдельно взятой страницы.

Проработка семантического ядра.

Если семантика у вас уже была собрана (до сентября-октября 2020 года), то не будет лишним её перекластеризовать. С выходом YATI на вершине поисковой выдачи произошли изменения, которые также отразились и на существующих (сформированных на основе SERP) кластерах запросов.

Если работы ведёте в KeyCollector, то отличным решением будет провести повторный сбор запросов к уже существующему ядру. Капитан Очевидность рекомендует не забыть выставить настройку «Не добавлять фразу, если она уже есть в любой другой группе».

Чем более «несвежим» будет ваш исходный список, тем выше вероятность выловить новые фразы через «Сбор слов из левой колонки Wordstat», «Сбор поисковых подсказок» и «Сбор похожих поисковых запросов».

Автоматическую кластеризацию можете проводить через KeyAssort или скачать на официальном сайте KeyCollector его обновлённую версию — KeyCollectror 4. Естественно, потом всё нужно будет доработать руками, но от этого никуда не деться.

Как показывает недавнее сравнение производительности, новый Коллектор пока что является самым быстрым (и доступным в плане денежных затрат) инструментом для кластеризации.

Пруфы: https://youtu.be/oHQFkCxzm5s

Проработка страниц сайта.

Помимо основного контентного поля, куда мы сгружаем наши seo-тексты, у документа есть большое количество областей, с которыми можно работать.

Для интернет-магазинов можно выделить четыре основных группы элементов, непосредственно влияющих на трафик сайта и его оценку поисковыми системами:

  1. Сквозные блоки, отвечающие за представление на сайте «Коммерческих факторов» (контакты, адреса, офисы, информация по доставке и так далее).
  2. Структура каталога, ширина охвата тематики и глубина её проработки (грубый пример: категория «Кабель ААБЛ» и подкатегории вида ).
  3. Товарный фильтр и количество характеристик, доступных для выбора.
  4. Ассортимент представленной продукции и качество наполнения товарных страниц.

Хорошим решением здесь будет вооружиться таблицей Excel и пройти по сайтам конкурентов из топа Яндекса, чтобы выписать все функциональные элементы, использованные на страницах разных типов.

Таким образом вы сможете вывести некое «среднее арифметическое» и дополнить сайт недостающими элементами.

Очевидные примеры сквозных блоков:

  • Номер 8-800 или локальный телефонный номер;
  • Информация об оплате и доставке;
  • Возможность оплаты картой онлайн;
  • Возможность заказа обратного звонка и так далее;

Очевидные примеры проработки структуры каталога:

Если кластеризатор, структура конкурентов или здравый смысл настоятельно советуют создать отдельную подкатегорию для конкретной товарной группы в рамках таких товаров — нет причин этого не сделать.

Страница, которая четко заточена отвечать на поиск конкретной товарной группы, будет более эффективной и полезной для вашего сайта, чем просто вываленные в одну кучу товары (например, частное «Ноутбуки 15 дюймов» в общем «Ноутбуки»).

Чем логичнее и удобнее для пользователя проработана структура — тем лучше.

Пример:

Если вы видите, что у конкурентов, которые выше вас в поисковой выдаче, позиции по запросам вида «Кабель ААБЛ 10» (т.е. подразумевается конкретная часть этих кабелей, а не вся линейка ААБЛ целиком или определенный товар), а также есть для приземления трафика по подобным запросам проработанная категория — это звоночек позаимствовать идею и сделать не хуже.

Наглядно: https://k-ps.ru/spravochnik/kabeli-silovyie/s-bumajnoi-izolyaciei/aabl-10kv/.

Единственный минус, как по мне, так это недостаточно явно обозначенная возможность купить товар.

Очевидные примеры проработки товарного фильтра:

Фильтр является не только механизмом подбора нужного товара пользователем, но и средством реализовать LSI на вашей странице.

Где ещё естественным образом можно разместить все уточняющие и расширяющие тематику фразы, которые напрямую относятся к товарной группе и характеризуют её.

В качестве примера снова приведу кабель ААБЛ и результат сбора запросов через KeyCollector:

На изображении приведены все слова, которые встречаются вместе с данным запросом в регионе «Россия». По логике включения на сайт эти слова можно разделить на четыре ключевых группы:

  1. Характеристики товара. Будут указаны в соответствующей области товарной карточки, а также включены в фильтр. Например, «изоляция«, «радиус изгиба«, «сечение«, «температура прокладки«, «производитель» и так далее.
  2. Элементы товарной карточки. Будут использованы для шаблона товарной страницы. Например, «в наличии» (рядом с ценой), «аналоги» (название переключаемой области со списком товаров-аналогов), «цена» (непосредственно перед ценой), «купить» (текст на кнопке), «описание» (название переключаемой области с текстовым материалом), «фото» (например, часть атрибута Alt для изображения товара) и так далее.
  3. Содержимое текстовой области. Будут использованы в области «Описание» у страницы товара или категории. В зависимости от манеры подачи контента, здесь могут быть задействованы все тематические, околотематические и тематикозадающие фразы.
  4. База для информационной статьи. Будут использованы в качестве основной темы для статейного раздела. Например, «виды«, «укладка во влажном грунте«, «монтаж«, «отличие«, «область применения*» и так далее.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

* Иногда для ключей вида «область применения» и их смысловых аналогов можно встретить такой вид реализации:

В данном примере «Сферы применения» — это отдельная ветка каталога, к разным категориям которой привязаны соответствующие товары. В товарах также есть исходящие ссылки на все категории, к которым конкретный товар относится.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Что делать со страницами товаров и их количеством:

Капитан Очевидность отвечает — заполнять. Заполнять ответственно, полезно и информативно. Фотография, цена, характеристики, описание, различные дополнительные документы, вкладка для отзывов* и так далее. Нужно быть как минимум не хуже конкурентов, а ещё лучше — стараться их превзойти.

Это относится и к количеству товаров. Если на вашем сайте в товарной категории всего 20 товаров, в то время как у всех конкурентов их по 140, то у поисковика будет вполне разумный вопрос вида «как может страница, на которой представлено всего 20 товаров, лучше отвечать на запрос, подразумевающий поиск товарной группы, чем это сделает страница со 140 товарами?».

Стремитесь представить как можно более широкий релевантный ассортимент на каждом уровне вашего каталога.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

* Иногда самый существенный вклад в продвижении товарной страницы (при всех остальных использованных возможностях) делает именно «вкладка с отзывами«.

Если регулярно работать над написанием хотя бы 10 отзывов в месяц для ключевых товаров, на длинной дистанции можно добиться удивительного прироста посещаемости таких страниц через «длинный хвост» (т.е. очень низкочастотные запросы). Главное при написании следовать простым правилам:

Включайте в текст отзыва околотематические и тематикозадающие фразы (при сборе ядра вы их увидите). Для поиска таких слов в разрезе товарной группы или отдельного товара можно воспользоваться удобным сервисом от «Пиксель Тулс» — «Техническое задание для копирайтера».

Пример:

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

В качестве небольшого (и очевидного) вывода:

Яндекс со своим YATI (в очередной раз) сделал поисковую выдачу лучше, освободив изрядное количество устаревших сайтов от насиженных мест.

Конец 2020 года — это более чем благоприятное время для того, чтобы хорошенько поработать над своими сайтами и занять освободившиеся места (или же победить на время кого-то из своих конкурентов по топу).

Спасибо за прочтение!

Используемые материалы:

Видео ]__________________________________________________________________

[Статьи]__________________________________________________________________